Экономика

Догматизм

Догматизм в политической экономии — формалистическое понимание положений и выводов науки как совокупности неизменных истин, понятий, формул и дефиниций. Догматизм чужд диалектике, его гносеологические корни кроются в метафизическом способе мышления, в антиисторизме, в отрыве теории от общественной практики. Для догматизма характерно оперирование закостенелыми категориями и общими положениями без учета времени и места, конкретных исторических условий, жесткий схематизм в суждениях.

Догматический подход к теории искажает ее содержание и делает невозможным ее творческое развитие на основе изучения и обобщения новых фактов и явлений экономической жизни. В науке догматизм как способ мышления паразитирует на неразвитости, незрелости ее теоретических решений, на несовершенстве методологии. В капиталистическом обществе догматизм находит благоприятную социальную почву в классовой ограниченности мировоззрения, теоретического мышления идеологов разных слоев буржуазии, что в политической экономии наиболее полно проявляется в ее апологетических построениях.

В трактовке экономических категорий и законов все буржуазные теории догматически исходят из постулата, согласно которому человек по своей неизменной природе — частный собственник, а частная собственность — естественная и вечная основа производства, экономического и социального прогресса общества. Это и составляет главную догму буржуазной политической экономии, которая в законах капитализма «открывает» всеобщие, надысторические законы развития хозяйства, «вечные истины», неизбежно приобретающие характер теоретических догм. Самые различные и даже исключающие друг друга теории объединяются буржуазной политической экономией, поскольку они рассматривают «капиталистический строй не как исторически преходящую ступень развития, а наоборот, как абсолютную, конечную форму общественного производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 14).

На таких же позициях стояла и классическая буржуазная политическая экономия, рассматривавшая экономические категории и законы как вечные и неизменные. Начавшийся после Д. Рикардо в трудах его эпигонов процесс вульгаризации буржуазной политической экономии означал все большее выхолащивание научных элементов и превращение ее в собрание безжизненных плоских постулатов. Подлинным революционным переворотом в экономической науке явилось создание марксистской политической экономии. Она не только неизмеримо обогатила содержание науки, но в корне изменила сам способ теоретического мышления, взяв на вооружение метод материалистической диалектики. Это сделало возможным всестороннее изучение экономического строя общества в его реальном историческом развитии.

Экономические законы и категории впервые были представлены не в виде вечных неподвижных логических истин, выводимых из неизменной человеческой природы, а в виде научных абстракций, которые отражают реальные экономические отношения в их развитии и являются истинами лишь постольку, поскольку существуют эти отношения. Такой подход разрушил самые основы догматизма в экономической теории. «Наша теория, — писал Ф. Энгельс, — не догма, а разъяснение процесса развития, который заключает в себе ряд последовательных фаз» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 36, с. 497).

Любые проявления догматизма в политической экономии извращают ее живую суть, делают ее односторонней, уродливой, мертвой, подрывают ее метод — диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии. Отстаивая и развивая творческий марксизм, В. И. Ленин решительно боролся против доктринерского его усвоения, ограничивающегося «заучиванием и простым повторением «формул», способных в лучшем случае лишь намечать общие задачи, необходимо видоизменяемые конкретной экономической и политической обстановкой каждой особой полосы исторического процесса» (Полн. собр. соч., т. 31, с. 132).

В социалистическом обществе, где нет антагонистических классов, а марксизм-ленинизм является господствующим мировоззрением, социальные и идеологические корни догматизма подорваны. Но он не исчезает автоматически с изменением социальных условий. Незрелость отдельных частей теории, слабая связь с практикой, неисторический подход к экономическим явлениям, неразработанность диалектического метода применительно к той или иной области исследования — все это создает почву для проявлений догматизма в теории. Поэтому догматизм в экономической науке, как и в любой другой, преодолевается только в постоянной борьбе против различных его проявлений на основе укрепления связи теории с практикой.

На XXV съезде партии Л. И. Брежнев говорил: «Очевидно, что задачи, стоящие перед нашей общественной наукой, могут быть решены лишь при условии самой тесной ее связи с жизнью. Схоластическое теоретизирование может лишь тормозить наше движение вперед. Только связь с практикой может поднять эффективность пауки, а это сегодня — одна из центральных проблем» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 73). КПСС последовательно борется против любых проявлений догматизма, извращающих марксистско-ленинскую теорию. В то же время она решительно разоблачает попытки оппортунистов ревизовать живую суть марксизма-ленинизма, его революционные принципы под видом борьбы против догматизма. С ленинской непримиримостью партия вела и ведет бескомпромиссную борьбу как против догматических извращений марксистской теории, против «левого» доктринерства, так и против ревизионизма под любой его личиной.

Опубликовано 25 июня 2012 13:47:28.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики