Экономика

Государственное экономическое программирование при капитализме

Государственное экономическое программирование при капитализме — среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование процесса капиталистического воспроизводства в целях стабилизации темпов роста, смягчения структурных диспропорций и ослабления социальной напряженности. Это высшая форма государственного регулирования капиталистической экономики. В отличие от других видов регулирования оно пытается связать в единую систему на длительный срок объекты, субъекты, цели и средства государственной экономической политики.

Объектом государственного экономического программирования может быть отрасль, район или какая-нибудь проблема в общенациональном масштабе. Исторически программирование развивалось от отдельных отраслевых и региональных программ к общенациональным. Важнейшими целями правительственных общенациональных программ являются выравнивание цикла, улучшение отраслевой и региональной структуры хозяйства, стимулирование научно-технического прогресса и подготовки кадров, изменение в соотношении доходов различных слоев населения, охрана окружающей среды. Наибольшую роль играет конъюнктурное (антициклическое) и структурное (отраслевое и региональное) программирование. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общенациональные программы разрабатываются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением программы на один год (скользящее программирование).

Чрезвычайные разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса или резко обострившейся инфляции; они ограничены во времени. В последние годы в некоторых капиталистических странах составляются долгосрочные программы на период более пяти лет. Субъектами программирования выступают государственные учреждения, которые ответственны за составление программ, непосредственно руководят их выполнением и осуществляют контроль. Программы разрабатываются специальным государственным органом (например, комиссариатом по. планированию — во Франции), а там, где его нет, министерствами экономики и финансов.

К разработке программ широко привлекаются представители союзов предпринимателей торгово-промышленных палат, центрального банка; создаются также различные комиссии и советы из ведущих специалистов и крупнейших монополистов. Коренной причиной развития государственного экономического программирования явились глубокие качественные изменения в производительных силах, вызвавшие обострение всех противоречий капитализма. Программирование представляет собой попытку приспособления современного капитализма к требованиям производительных сил, которые стремятся «к освобождению себя от всего того, что свойственно им в качестве капитала, к фактическому признанию их характера как общественных производительных сил» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 288).

Однако в условиях частной собственности эти попытки могут иметь лишь частичный успех. Несмотря на возрастание экономической роли буржуазного государства и развитие государственного экономического программирования, кардинальные противоречия капиталистической системы производственных отношений не устранены. Экономические кризисы, безработица, инфляция, расточительство национальных богатств, структурные диспропорции — наиболее наглядные свидетельства этому. Решая отдельные хозяйственные и социальные задачи, капиталистическое программирование не в состоянии ни в настоящее время, ни в будущем разрешить важнейшие противоречия капитализма, потому что существуют объективные границы такой регулирующей деятельности, обусловленные самой природой этого строя.

Главная граница эффективности программирования при капитализме — противоречия между государственным регулированием и основами буржуазного строя. Частный капитал только тогда подчиняет свою деятельность государственному программированию, когда государство гарантирует ему более высокие прибыли. Отсюда следует, что государственное экономическое программирование при капитализме в отличие от социалистического планирования может носить только индикативный, т. е. рекомендательный, характер. Оно ограниченно и противоречиво еще и потому, что затрагивает интересы противоборствующих группировок монополистического капитала.

Государственные заказы и финансовое стимулирование в рамках государственного программирования неравномерно влияют на конкурентоспособность отдельных монополий и вызывают сопротивление тех, кто оказывается ущемленным. На государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее давление, отражающее противоречивые интересы монополистических групп. Ограниченность государственного экономического программирования проявляется и в его внутренней противоречивости, например в противоречивости чрезвычайных и среднесрочных, конъюнктурных и структурных, региональных и отраслевых структурных программ.

В результате государственное экономическое программирование, оказывая определенное воздействие на темпы роста и структуру экономики, смягчая некоторые противоречия капиталистического способа производства, не может преодолеть основные противоречия и избавить капитализм от его пороков. Прогрессивные силы во главе с коммунистическими партиями в капиталистических странах выступают за демократизацию государственного экономического программирования, за превращение его из орудия интересов финансового капитала в средство решения социально-экономических проблем в интересах трудящихся.

Опубликовано 26 июля 2012 11:58:08.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте
монейман

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики