Экономика

Государственное регулирование капиталистической экономики

Государственное регулирование капиталистической экономики — система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами в интересах частного капитала. Начало возникать на домонополистической стадии капитализма, когда стало очевидным, что целый ряд хозяйственных проблем и противоречий не может быть разрешен в рамках механизма свободной конкуренции. При домонополистическом капитализме государственное регулирование сводилось в основном к созданию внешних условий для прибыльного функционирования частного капитала. Буржуазное государство в этот период проводило активную внешнеэкономическую политику, участвовало в создании инфраструктуры, развитии военных отраслей промышленности.

Особенное развитие государственное регулирование экономики получило в условиях монополистического капитализма как реакция на обострение его внутренних и внешних противоречий. Оно превратилось в государственно-монополистическое регулирование экономики и осуществляется в целях укрепления и усиления господства финансового капитала, ведущих монополистических групп. Без него было бы невозможным функционирование современного капиталистического хозяйства. Объектами государственно-монополистического регулирования являются практически все сферы хозяйственной жизни капиталистических стран, а также их внешнеэкономические связи.

Наряду с генеральной целью государственно-монополистического регулирования — укреплением господства финансового капитала — существует большое количество конкретных целей, которые выдвигаются на передний план или временно отступают в зависимости от остроты противоречий и трудностей, переживаемых капиталистической экономикой. Это, например, стимулирование экономического роста, проблемы занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией, улучшение хозяйственной структуры и т. д.

Основные же объекты — это воспроизводственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-технический прогресс, внешнеэкономические связи и социальные отношения. Суть антициклического регулирования состоит в том, чтобы в период экономического подъема притормозить рост капиталовложений и производства, по возможности сократить перенакопление капитала и перепроизводство товаров и тем самым уменьшить глубину и продолжительность падения производства, инвестиций и занятости в период последующего кризиса. Во время кризиса и депрессии государственные органы стимулируют увеличение спроса на товары и услуги, рост капиталовложений, занятости. Создаются дополнительные финансовые стимулы для оживления хозяйственной деятельности частного капитала, и увеличиваются государственные инвестиции. Государственно-монополистическое регулирование отраслевой и территориальном структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и районам и поощряют их ускоренное развитие.

Таким же образом государственные регулирующие органы стремятся заинтересовать частные монополии в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и научно-технических знаний. Материальной основой государственно-монополистического регулирования экономики является часть национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет и используемая на хозяйственные нужды, а также государственный сектор в экономике.

Государственно-монополистическое регулирование экономики осуществляется при помощи административных, кредитно-денежных средств, а также при помощи политики в государственном секторе экономики. Кредитно-денежные средства — это регулирование учетной ставки, минимальных резервов банков и мероприятия на рынке ценных бумаг. При помощи их государство стремится изменить в желаемом направлении соотношение спроса и предложения денежных капиталов. Бюджетные средства — это налоги, санкционированное государством ускоренное амортизационное списание основного капитала, предоставление государственных кредитов, субсидий и поручительств. Используя эти средства, государство увеличивает или уменьшает финансовые стимулы для частных капиталовложений, научных исследований, экспорта товаров и капиталов.

Посредством аккумуляции в бюджете средств регулирующие органы активно воздействуют на спрос при помощи государственных капиталовложений, а также государственных закупок и подрядов. Особую роль при этом играют военные закупки и подряды па строительство. Государственные капиталовложения производятся, как правило, в тех отраслях хозяйства, где частный капитал не проявляет достаточной инициативы. Государственные закупки и подряды благодаря завышенным ценам способствуют обогащению монополий и влияют на хозяйственную структуру. Уродливое воздействие на экономику капиталистических стран оказывают военные заказы государства. Они ведут к ограблению военно-промышленными монополиями широких масс налогоплательщиков, отвлечению от производительных целей массы капитала и труда, возникновению и развитию военно-промышленного комплекса.

Наиболее обобщающим инструментом государственно-монополистического регулирования экономики является государственное экономическое программирование при капитализме. Возможности государственного регулирования капиталистической экономики ограничены, во-первых, основным экономическим законом капитализма, в соответствии с которым частные собственники принимают хозяйственные решения, сообразуясь с интересами получения большей прибыли, а не с целями государственного регулирования; во-вторых, размерами средств, находящихся в распоряжении государства; в-третьих, борьбой широких народных масс против государственного перераспределения национального дохода в интересах частного капитала.

Важными факторами, снижающими эффективность национальных форм государственно-монополистического регулирования, выступает сейчас растущая взаимозависимость экономики капиталистических стран, деятельность международных монополий. Неспособность системы государственно-монополистического регулирования решить наиболее острые проблемы современного капитализма, в частности проблемы инфляции, безработицы, свидетельствует о кризисе этой системы. Об этом говорит и глубина экономического кризиса 1974—1975 гг. Постоянные потрясения в экономике капиталистических стран показывают, что государственное регулирование производства внутренне чуждо частнокапиталистическому строю, современные производительные силы требуют новых производственных отношений, основанных на общественной собственности на средства производства.

Опубликовано 25 июня 2012 13:57:57.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики