Экономика

Оппортунизм

Оппортунизм — составная часть идейно-политического течения в рабочем движении, которое возникает в определенные периоды в результате влияния буржуазной идеологии и стремится подчинить рабочий класс интересам капитала. Оппортунизм ориентирует рабочий класс на сотрудничество с буржуазией, примирение с капитализмом, на отказ от построения социализма, служит орудием империализма в его борьбе против марксизма-ленинизма, мирового коммунистического движения и реального социализма. Зародился во второй половине XIX в.

В эпоху общего кризиса капитализма идеология оппортунизма представлена двумя основными разновидностями — правосоциалистический социал-реформизм и ревизионизм в мировом коммунистическом движении (см. Реформизм в политической экономии, Ревизионизм о политической экономии). Социал-реформистские экономические концепции («демократического социализма», «смешанной экономики», «рыночного социализма» и т. п.) и соответствующая политика и ныне разрабатываются лидерами и теоретиками социал-демократических партий, объединившихся в 1951 г. в Социалистический интернационал.

Современный оппортунизм продолжает и углубляет теорию и практику правых лидеров II Интернационала (Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, М. Адлер, О. Бауэр и др.). Если в прошлом для социал-демократических теоретиков было характерно формальное признание марксизма, то в ходе дальнейшего сползания вправо, после второй мировой войны, они открыто объявили о разрыве с марксизмом. Идейно-теоретическим источником современного оппортунизма выступают в первую очередь буржуазные теории «трансформации капитализма». По направлению своего воздействия на революционное рабочее движение оппортунизм может быть правым и «левым», при этом один вид нередко переходит в другой. Правый оппортунизм — сменяющие друг друга реформистские теории и соглашательские политические и тактические установки (бернштейнианство, каутскианство, современный социал-реформизм и правый ревизионизм), направленные на фактическую защиту буржуазного строя, государственно-монополистического капитализма, на отказ во имя реформ, временных и частичных выгод от революционных действий, коренного преобразования общества на социалистических и коммунистических началах.

В коммунистических партиях оппортунизм означает сползание на ликвидаторские позиции, переход на платформу социал-демократизма. Оппортунизм отрицает руководящую роль марксистско-ленинской партии, что ведет к капитуляции перед антисоциалистическими силами. «Левый» оппортунизм (троцкизм, маоизм) прикрывается ультрареволюционной фразой, толкает массы на авантюристические действия, а коммунистическую партию — на путь сектантства, что парализует ее способность объединять борцов против империализма, успешно руководить социалистическим строительством, дискредитирует коммунизм и таким образом способствует распространению антикоммунизма.

К течениям «левого» оппортунизма относятся также «новые левые» — неотроцкистские и маоистские элементы и другие группы радикалистского движения интеллигенции, которое особенно активизировалось в 60-х годах. Последние критикуют государственно-монополистический капитализм с анархистских и анархо-синдикалистских позиций, выступают с нападками «слева», на реальный социализм, стратегию и тактику мирового коммунистического движения, пытаясь при этом использовать теоретическое наследие К. Маркса. Экономические концепции оппортунизма относятся к ненаучной, вульгарной буржуазной политической экономии. «Оппортунизм в верхах рабочего движения, это — социализм не пролетарский, а буржуазный.

Практически доказано, что деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому направлению, — лучшие защитники буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 232). Основным идейно-теоретическим звеном социально-экономических доктрин современного оппортунизма, социал-реформизма и ревизионизма является концепция «третьего пути», якобы отличного и от капитализма, и от научного, марксистско-ленинского, реального социализма («демократический социализм», «новые» национальные «модели социализма», концепции так называемого «еврокоммунизма»).

Превратно истолковывая социально-экономические процессы, происходящие в условиях государственно-монополистического капитализма (дальнейшее капиталистическое обобществление производства в национальных и межнациональных масштабах, империалистическую экономическую интеграцию, частичное вытеснение индивидуальной частнокапиталистической собственности коллективной в виде акционерной, корпоративной, государственно-капиталистической, изменения в структуре рабочего класса, отделение функции управления от владения капиталом, социальные завоевания трудящихся промышленно развитых стран и т. п.), оппортунисты подхватили буржуазные теории «демократизации капитала», «диффузии собственности», «социального партнерства», «революции управляющих», «планового» капитализма, «государства всеобщего благосостояния», «депролетаризации», «нового среднего класса» и стали утверждать, что капитализм исчезнет сам по себе, без революции, без перехода власти в руки рабочего класса, без обобществления средств производства, он якобы «трансформируется в демократический социализм».

Исходя из таких позиций, правые лидеры Социнтерна выступают против реального социализма, объявляя его тоталитарным режимом и противопоставляя ему «свободный мир», каковым именуются буржуазные государства. Антикоммунизм, борьба против марксизма-ленинизма — ведущая черта современного оппортунизма. Оппортунизм в экономике, как и питающая его буржуазная политэкономия, переживает все углубляющийся кризис. Социалистические и социал-демократические партии, входящие в Социнтерн, неоднократно находились у власти в Австрии, Великобритании, Голландии, ФРГ, Дании, Норвегии, Израиле, однако ни в одной из этих стран не был поколеблен капиталистический способ производства, система капиталистической эксплуатации. Что касается ревизионистских попыток реализовать в практике хозяйствования тот или иной вариант «рыночного социализма», то они приводят (как показал пример Чехословакии 1968—1969 гг.) к подрыву социалистического способа производства.

В документах КПЧ подчеркивается, что праворевизионистские установки нарушают «отношения между государством и предприятиями, а также основные пропорции создания и использования национального дохода, соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платой», ставят на первый план «узкие, местнические интересы», ведут к спекуляции и падению трудовой дисциплины (см. XIV съезд Коммунистической партии Чехословакии. Прага, 25—29 мая 1971 г. М, 1971, с. 267, 268). Несовместимы с научным социализмом и левооппортунистические концепции, особенно маоизм, На практике они наносят огромный ущерб народному хозяйству. Так, маоистская, типа «казарменного коммунизма», концепция социально-экономического развития, оказавшая в конце 50—70-х годах определяющее влияние на формирование экономической политики Компартии Китая, при-вела к глубокому падению производства в связи с попыткой форсировать индустриализацию путем «большого скачка» (1958—1960 гг.) и в период так называемой «культурной революции» (1966—1969 гг.). Ведя борьбу против социал-реформистского и ревизионистского оппортунизма, коммунисты преследуют цель укрепить единство своих рядов, единство рабочего класса в борьбе за мир, демократию, социализм и коммунизм.

а как поступит авантюрист вы можете узнать на onsmi.net

Опубликовано 27 мая 2012 12:18:26.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики