Экономика

Оптовые цены

Оптовые цены — цены на промышленную продукцию, по которым государственные предприятия (объединения) продают свою продукцию крупными партиями другим предприятиям (в том числе колхозам), снабженческо-сбытовым организациям и предприятиям торговли. В промышленности СССР существуют два вида оптовых цен: оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности, отражающие ступени продвижения товаров от производителя к потребителю.

Оптовая цена предприятия возмещает каждому предприятию издержки производства (см. Издержки социалистических предприятий) и обеспечивает ему необходимую прибыль (см. Прибыль социалистических предприятий). По этой цене предприятия реализуют свою продукцию друг другу и снабженческо-сбытовым организациям. В некоторых отраслях промышленности (машиностроительной, химической и др.) в настоящее время применяется лишь оптовая цена предприятия.

Оптовая цена промышленности выступает в двух видах: без налога с оборота и с налогом с оборота. Цена первого вида возмещает затраты снабженческо-сбытовых организаций на приобретение продукции у предприятий-производителей, сбытовые и транспортные расходы этих организаций, а также включает их прибыль. В состав этой цены помимо оптовой цены предприятия входит наценка в пользу снабженческо-сбытовой организации. По этим ценам организации материально-технического снабжения реализуют средства производства, приобретенные у предприятий-производителей, предприятиям-потребителям.

По оптовым ценам промышленности, включающим налог с оборота, снабженческо-сбытовые организации продают определенные виды продукции (главным образом предметы потребления) предприятиям торговли. Оптовые цены являются главным звеном системы плановых цен. По ним в СССР реализуется более половины всего общественного продукта. На основе оптовых цен ведется расчет норматива чистой продукции (см. Нормативная чистая продукция).

Оптовые цены выполняют следующие функции: планово-учетную (учитывают общественно необходимые затраты труда, что обеспечивает каждому нормально работающему предприятию возмещение за счет доходов от реализации продукции издержек производства и получение прибыли), стимулирующую (с помощью цены общество ставит в лучшее материальное положение наиболее прогрессивные отрасли, производителей и потребителей новой техники, более эффективных изделий), распределительную (с помощью налога с оборота, включаемого в цену некоторых видов продукции, перераспределяется прибавочный продукт между отраслями), функцию учета спроса и предложения. Последнее относится прежде всего к остродефицитным или, наоборот, находящимся в избытке видам продукции.

Под влиянием научно-технического прогресса условия производства товаров постоянно меняются, что вызывает необходимость пересмотра оптовых цен один раз в пятилетку. Основными направлениями совершенствования оптовых цен являются: более тесная увязка их с общественно необходимыми затратами труда, снижение их за счет сокращения материальных и трудовых затрат на производство, применения дешевых материалов, уменьшения себестоимости; установление поощрительной надбавки к оптовой цене на новую высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения и скидок за производство продукции второй категории качества и продукции, не аттестованной в установленный срок. При установлении оптовых цен на новые изделия, особенно машины и оборудование, предусматривается снижение их уровня на единицу полезного эффекта (например, на единицу мощности двигателя, производительности оборудования и т. д.).

Опубликовано 12 июля 2012 08:35:22.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики