Экономика

Теория монополистической конкуренции

Теория монополистической конкуренции — современная буржуазная концепция, исследующая проблемы реализации в условиях конкуренции монополий. Возникла в 30-х годах XX в. Основоположник — американский буржуазный экономист Э. X. Чемберлин. В дальнейшем разрабатывалась представителями различных направлений буржуазной политической экономии. Система понятий теории связана с признанием реального факта переплетения на капиталистическом рынке монополии и конкуренции. Но эта система не имеет ничего общего с научным пониманием существа монополистического капитализма, так как рассматривает монополию в отрыве от концентрации производства, которая, как указывал В. И. Ленин, на определенном уровне развития вплотную подводит к монополии.

Существо монополии, согласно теории монополистической конкуренции, заключается не в господстве над решающей сферой производства или сбыта данной отрасли, а в контроле над дифференцированным продуктом (т. е. продуктом, отличающимся от других продуктов даже самыми незначительными свойствами, например цветом, стилем и т. п.), осуществляемом как крупными, так и мелкими продавцами, вплоть до мелких галантерейных лавочек и лоточников. Тем самым теория монополистической конкуренции искажает существо монополий, противоречит ленинской теории монополистического капитализма. Конкуренция, согласно данной теории, возникает тогда, когда рынок оказывается поделенным между владельцами субститутов (заменителей) дифференцированных товаров. Сочетание монополии и конкуренции обусловливается тем, что «дифференциации продуктов» сопутствует возникновение их субститутов.

Действительно, на капиталистическом рынке существует такой вид конкуренции, но он не является единственным, и, кроме того, конкуренция субститутов приобретает монополистический характер только тогда, когда они производятся действительными монополиями— трестами, картелями и т. п. Главный предмет теории — проблемы рыночных взаимоотношений и производственной деятельности конкурирующих монополий в условиях массового производства специализированной продукции. Анализ ведется на примере отдельной фирмы, стремящейся к наивысшей прибыли. Используя теорию факторов производства и предельной производительности (см. «Факторов производства» теория и «Предельной производительности» теория), представители концепции утверждают, что объективная дифференциация продукции различных фирм внутри отраслей может быть причиной относительной самостоятельности индивидуальных цен по отношению к рыночной цене, т. е. давать известный «монополистический эффект».

Таким образом, поверхностные рыночные процессы формирования цен и прибылей представляются как процессы создания стоимости и прибыли. Вульгарная абсолютизация значения сферы обращения маскирует главный источник монопольной прибыли — прибавочную стоимость. Теория монополистической конкуренции призвана сглаживать острейшие противоречия государственно-монополистического капитализма.

Опубликовано 26 апреля 2012 14:11:08.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики