Экономика

Торговля социалистическая

Торговля социалистическая — товарное обращение между обобществленным хозяйством и членами социалистического общества, а также между колхозами и колхозниками, с одной стороны, и населением — с другой. Посредством торговли осуществляется продажа населению предметов личного потребления и оказание ему услуг государственными и кооперативными предприятиями торговли и общественного питания. Через торговлю происходит обмен денежных доходов населения на предметы потребления, а товар переходит из общественной собственности в личную собственность членов социалистического общества, из сферы производства и обращения в сферу личного потребления.

В зависимости от формы организации торгового процесса и выполняемых функций различают внутреннюю и внешнюю торговлю, а в пределах внутренней — оптовую и розничную. Оптовая торговля осуществляется на основе планомерно организованных связей и договоров между предприятиями и сбытовыми организациями крупными партиями товаров (см. Прямые длительные хозяйственные связи). Розничная торговля доводит товары до непосредственных потребителей. Существование в СССР двух форм собственности на средства производства и соответственно на готовую продукцию, а также личной собственности граждан на предметы потребления обусловливает, в свою очередь, наличие трех форм розничной торговли — государственной, кооперативной и колхозной.

Внутренняя торговля представлена сетью торговых предприятий (организаций), осуществляющих движение товаров внутри страны от производства к потребителям и некоторые производственные операции по их доработке (хранение, сортировка, расфасовка и упаковка товаров и т. п.). В некоторых социалистических странах (Болгария, ЧССР, Монголия и др.) государственная торговля имеет разветвленную сеть не только в городах, но и на селе. Ведущей формой розничной советской торговли является государственная торговля. По сравнению с кооперативной и колхозной формами торговли она представляет собой высшую ступень социалистического обобществления в сфере товарного обращения. Кооперативная форма торговли основана на колхозно-кооперативной собственности и осуществляется потребительской кооперацией. Материальные средства и товарные ценности здесь являются коллективной собственностью членов-пайщиков.

Потребительская кооперация осуществляет продажу сельским жителям товаров народного потреблеиия, а колхозам и совхозам — некоторых товаров производственного назначения. Она проводит закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья по государственному плану, а также закупки и сбыт излишков продуктов у колхозов и колхозников. Деятельность предприятий кооперативной торговли, как и государственных торговых предприятий, по решающим показателям (объему розничного товарооборота, закупкам сельскохозяйственных продуктов, раз-питию торговой сети) планируется государством. Большинство товаров продается по ценам, утвержденным государством. В отличие от организованного рынка, включающего государственную и кооперативную торговлю, колхозная торговля представляет собой неорганизованный рынок. Увеличение продажи товаров и снижение розничных цен в государственной и кооперативной торговле ведут к снижению цен на колхозных рынках. Колхозная торговля вызывается объективными потребностями, ее преждевременное свертывание отрицательно сказалось бы на снабжении населения продовольственными товарами. В совершенствовании социалистической торговли особое внимание уделяется увеличению розничного товарооборота, улучшению ассортимента и качества товаров, дальнейшему совершенствованию форм торговли. За последнее время широкое развитие получили такие прогрессивные методы продажи, как самообслуживание, торговля по образцам, по предварительным заказам, доставка заказанных и купленных товаров на дом, посылочная торговля и др.

Новые формы торговли экономически эффективны и лучше удовлетворяют возрастающие потребности населения. Современный этап развития советской торговли характеризуется комплексным подходом к решению стоящих перед ней задач. Речь идет о дальнейшем укреплении материально-технической базы торговли, совершенствовании ее связей с промышленностью, повышении эффективности труда торговых работников, решении кадровых вопросов, неуклонном росте качества товаров народного потребления и т. д. Совершенствование организации торговли, повышение эффективности труда работников торговли имеет большое экономическое значение: экономится время покупателей, полнее удовлетворяется их платежеспособный спрос, повышается культура обслуживания, улучшаются ассортимент и качество товаров благодаря активному воздействию торговли на промышленность и т. д.

Вместе с тем в условиях развитого социалистического общества возрастает социальная роль торговли. Она способствует дальнейшему сближению уровня благосостояния и культуры, условий труда различных социальных групп советского общества. Более полно удовлетворяя спрос населения на товары народного потребления, торговля создает условия для дальнейшего повышения производительности труда, помогает членам социалистического общества более рационально использовать свободное время. В процессе совершенствования и развития социалистической торговли подготавливаются необходимые условия для создания аппарата коммунистического распределения продуктов по потребностям.

Опубликовано 24 мая 2012 14:29:38.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики