Экономика

Вульгарная буржуазная политическая экономия

Вульгарная буржуазная политическая экономия — ненаучная политическая экономия, главная цель которой — неприкрытая апология капитализма. Сменила в 30-х годах XIX в. классическую буржуазную политическую экономию под воздействием коренного изменения общественной роли буржуазии, которая превратилась из прогрессивного класса, боровшегося с феодализмом, в класс реакционный, заинтересованный лишь в сохранении собственного господства. Существует до наших дней.

Ее теоретики ограничиваются простым описанием внешней видимости экономических процессов, будучи не в состоянии дать научный анализ законов общественного развития. Одновременно вульгарная политэкономия имеет своим назначением, как отмечал Маркс, растолковать грубейшие явления экономической жизни и приспособить их к «домашнему обиходу» буржуазии. Утверждение вульгарной политической экономии означало начало кризиса буржуазной политической экономии. Вульгаризация политической экономии — длительный и противоречивый процесс деградации буржуазной экономической науки. Распадается на четыре основных этапа:

  1. Формирование вульгарной политэкономии в качестве особого течения буржуазной политической экономии наряду и в борьбе с классической школой (конец XVIII — начало XIX в.). Представители: в Англии — Т. Р. Мальтус, во Франции — Ж. Б. Сэй.
  2. Утверждение господства этого направления в буржуазной экономической литературе и его эволюция в период свободной конкуренции (30—70-е годы XIX в.). В Англии — Дж. Милль, Д. Р. Мак-Куллох, Н. У. Сениор, А. Маршалл.
  3. Вульгарная политэкономия эпохи империализма (70-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.). В Германии — К. Бюхер, Г. Шмоллер, В. Зомбарт; в США — Дж. Б. Кларк; в Австрии — К. Менгер, Е. Бём-Баверк; в России — П. Струве.
  4. Буржуазная политическая экономия эпохи общего кризиса капитализма (с 20-х годов XIX в. до наших дней), которая охватывает представителей самых различных направлений в развитых капиталистических странах.

Возникла вульгарная политэкономия на основе выделения и систематизации ненаучных элементов теории классической буржуазной политической экономии, опираясь на которые ее теоретики пытались опрокинуть научные достижения классической школы. В теории стоимости и прибавочной стоимости, например, вульгарные экономисты отрицают определения стоимости товара трудом, затраченным на его производство, и трактовку прибыли как воплощение неоплаченного труда наемных рабочих, безвозмездно присваиваемого капиталистом. В качестве источника стоимости товаров, а также прибыли выступают «факторы производства» — труд, земля и капитал (см. «Факторов производства» теория). Такой подход затушевывает действительный источник стоимости и прибавочной стоимости, тем самым отрицается факт капиталистической эксплуатации рабочего класса.

Вульгарный характер экономических теорий усиливается в связи с вступлением капитализма в свою высшую и последнюю стадию — империализм, распространением идей научного социализма среди рабочих, появлением массовых рабочих партий. В этих условиях наряду с сохранением и модификацией методов экономической апологетики получает широкое распространение, а затем занимает господствующее положение неэкономическая форма вульгаризации буржуазной политической экономии, изображающая в качестве причин экономических процессов капитализма явления, лежащие за пределами собственно экономической сферы. Таковы, например, психологическая (австрийская, англо-американская), социально-правовая, новая историческая, биологическая (неомальтузианство), социологическая (см. институционализм) и тому подобные школы и направления.

Начало общего кризиса капитализма, появление первого социалистического государства, порожденного Великой Октябрьской социалистической революцией в России, обнажив исторически преходящий характер капитализма, разрушили апологетический миф о незыблемости капиталистического строя. Вульгаризация буржуазной политической экономии продолжалась по линии конструирования ненаучных концепций о природе и исторических тенденциях развития капиталистической и социалистической экономики и разработки апологетических теорий госмонополистического регулирования капиталистического хозяйства. С 20-х годов XX в. появляются буржуазно-реформистские теории «неокапитализма» («народного капитализма», «полной занятости», «всеобщего благосостояния» и др.). Их появление означало, что буржуазные экономисты в новых условиях вынуждены были признать наличие острых конфликтов и тяжелых кризисных процессов в капиталистической экономике. Но эти явления изображались ими как случайные и поэтому устранимые в рамках капитализма.

Неизмеримо обострились противоречия капитализма после второй мировой войны. Образование мировой социалистической системы и ее динамическое развитие, новая ступень в развитии рабочего движения в индустриальных странах капитализма, крушение системы колониализма под ударами национально-освободительного движения вызвали важные изменения в формах идеологической защиты капитализма, что нашло свое выражение в широком распространении вульгарных концепций «трансформации капитализма» (см. «Трансформации капитализма» теории) в некий некапиталистический строй (теории «общества потребления», «стадий экономического роста», «индустриального», «постиндустриального», «посткапиталистического», «технотронного», «супериндустриального», «постцивилизованного», «программируемого», «постбуржуазного» и тому подобного общества). Этот факт свидетельствует о банкротстве буржуазной идеологии, изыскивающей утонченные методы защиты капитализма, поскольку она уже не может прямо отрицать всеми наблюдаемый бурный процесс социально-экономических перемен.

Вульгарность и апологетичность названных теорий заключается в изображении современного государственно-монополистического капитализма как строя, в котором эволюционным путем якобы происходит или даже уже произошел под воздействием ряда факторов переход от капитализма к некой некапиталистической организации общества. Особую группу концепций данного направления вульгарной политэкономии составляют теории «конвергенции», «гибридизации» и т. п. капитализма и социализма (см. «конвергенции» теория). По мере роста авторитета мировой социалистической системы, привлекательности для трудящихся масс капиталистических стран идей социализма и вместе с тем углубления антагонистических противоречий мировой капиталистической системы на третьем этапе общего кризиса вульгарная политэкономия выступает в псевдосоциалистическом и псевдомарксистском виде. Реальному социализму в качестве альтернативы противопоставляются концепции «рыночного», «демократического», «гуманного» социализма, которые на деле представляют изощренную форму защиты капиталистического строя. К вульгарной политэкономии относятся также неоклассическое направление буржуазной политической экономии и кейнсианство, главная цель которых — найти механизм регулирования капиталистической экономики.

Попытки представителей этих течений оздоровить капиталистическую экономику не имели успеха. Выход из тупика буржуазные экономисты пытались найти на основе так называемого «неоклассического синтеза», своеобразного соединения неокейнсианских и неоклассических концепций воспроизводства, направленного на «синтезирование» регулирующей роли буржуазного государства и стихийного рыночного саморегулирования капиталистического воспроизводства. Явную несостоятельность и этой модификации вульгарных концепций капиталистического воспроизводства обнажил мировой экономический кризис 1974—1975 гг. Это привело к возникновению концепции «нулевого роста», монетарной теории, которые предлагали свои неосуществимые рецепты развития капиталистической экономики.

Вместе с тем ряд буржуазных экономистов выступил с обоснованием необходимости введения прямого государственного планирования капиталистической экономики (Дж. К. Гэлбрейт), что, разумеется, неосуществимо, поскольку частная капиталистическая собственность на средства производства, капиталистическая конкуренция и углубляющиеся классовые антагонизмы капиталистической системы хозяйства исключают общенациональное экономическое планирование в интересах трудящихся масс. Вульгарные буржуазные экономисты стремятся приспособить апологетические догмы буржуазной политической экономии к поступательному ходу мирового революционного процесса, углублению общего кризиса капитализма.

Опубликовано 03 июня 2012 19:47:51.


Меню сайта

Главная страница
Экономические законы
Экономические теории
Всё о капитале
Виды фондов
Статьи о труде
Алфавитный индекс
О сайте

Кнопки

Лента Atom Лента Atom

Поиск

Реклама

Счётчики